#НЕДАРИНОСКИ Подарочные сертификаты Категории А! #НЕДАРИТРУСЫ
Главная / Статьи / Квадроцикл на Эльбрусе!

Квадроцикл на Эльбрусе!

«Квадровосхождение-2016» завершилось фейерверком рекордов:
- рекорд России
- рекорд Европы
- рекорд Гиннесса!!!

Первый квадроцикл, заехавший на вершину Эльбруса! Квадроцикл, поднявшийся на максимальную высоту – 5642 метра!

В квадровосхождении участвовали :
Артем Куимов - автор идеи, руководитель экспедиции, водитель;
Сергей Баранов - разработчик альпинистской части проекта, руководитель компании Mountain Guide;
Инна Мартьянова - второй водитель;
Азнор Хаджиев и Ислам Глашев - сотрудники Эльбрусского ПСО, альпинисты;
Александр Хорошайлов - альпинист;
Андрей Чумаков и Александр Рязанов - фотографы-видеооператоры;
Семен Натореев и Владислав Чебышев – технические ассистенты.

В Приэльбрусье, к подножию высочайшей горы Европы, мы приехали не впервые. В 2014 году, при поддержке Торгово-промышленных палат Московской области и Кабардино-Балкарии, мы пробовали совершить квадровосхождение на Эльбрус. Провожали нас с помпой и пышными речами с высоких трибун Правительства Московской области, но, по независящим от нас причинам, вершина осталась непокоренной, а нам удалось подняться на 5150 метров, установив рекорды России и Европы.

Dvakva.jpg

vsemi.jpg

 В тот раз мы уехали домой, но, как водится, обещали вернуться…

В этот раз мы решили, что настоящие герои должны быть скромны и не должны хвастаться подвигом, который еще только собираются совершить. Было решено не публиковать никаких анонсов, раньше времени не доставать квадроцикл из фургона и ничего никому не рассказывать на горе. А на все вопросы любопытных туристов: «А что означают нашивки «Свежесть Эльбруса?» - отвечать, что мы кино снимаем. И размахивать фотоаппаратами...

 Odet.jpg

Недовосхождение-2014 не прошло даром, и были учтены все технические промахи и недоработки. С головой уйдя в изобретательство, я буквально поселился в гараже, и дети подумали, что папа уехал в экспедицию на четыре месяца раньше. Едва начав подготовку, я понял, что переоценил свои силы. Помимо собственных сборов, я взял на себя вопросы расселения экспедиции, подбора и покупки экипировки, одежды, подготовки квадроцикла и согласования восхождения с властями. Перебрать мотор мне помог Илья на «Квадробазе», а над ходовкой я стал издеваться сам. Именно издеваться! Потому что сделал всё прямо противоположное тому, что задумывал производитель, и к чему привыкли трофисты. Амортизаторы - в топку! Клиренс – минимальный, но с возможностью перекоса направо-налево. На задние колеса – стальные катушки на сто метров пятимиллиметрового кевларового троса. 

 Katu.jpg

Пластмассовые подножки не вынесли бы альпинистских кошек и были заменены стальными. 

podno.jpg

Из органов управления добавил второй курок газа на левую сторону, дополнительную кнопку стартера и пару тумблеров на рабочие фары PROLIGHT. 


gaz.jpg

В прошлый раз мы использовали лебедку «Warn» с эксклюзивным барабаном на 50 метров троса, но это оказалось неудобно и непрактично. В этот раз были взяты три квадролебёдки WARN по 15 метров на 3500 Lb и на всякий случай одна снегоходная на 1500Lb. Для того чтобы страховочный и тянущий тросы не мешали ни мне, ни друг другу, был сделан специальный «клюв» на бампере «Зубастика». Конструкция получилась странная, но очень полезная...
Вспоминая, как весело и задорно лебедка выдергивала из снега алюминиевые колья, я понял, что надо придумать что-то посерьёзнее. При этом это «что-то» должно держать в раскисшем снегу, в твердом фирне (любой глубины) и на обледенелой поверхности. То, что получилось, представляло собой конструкции, столь далёкие от изящества, что между собой мы их называли "каркалыги"! Кстати, даже на фото видно, что именно на каркалыги похоже...

 Kraka.jpg

Так уж заведено у квадроциклистов, что несмотря на полугодовую подготовку к восхождению, обычно не хватает ровно одного дня. Дело в том, что было сделано много экспериментальных приспособлений, оказавшихся бесполезными, хотя на них была потрачена уйма сил, времени и средств... В последний день, поняв, что дата выезда находится под угрозой, я собрал всю компанию в своем гараже и дал каждому работу. 

Rabota.jpg

Квадроцикл-донор решили погрузить на крышу «Навары». Сняли всё лишнее и закатили по доскам и трапикам. 

navara.jpg

navar.jpg

Квадровосходители занимались погрузкой автомобилей, настраивали колесные цепи, кровельными саморезами шиповали колеса и красили свежесваренные металлоконструкции, а я смотрел на это и душа моя радовалась. Вот это я понимаю - эффективный менеджмент!
Сутки в пути, и мы в Приэльбрусье! 

Doroga.jpg

Не помню, кто первый спросил: «Ну что, за приезд?», но это определило наш следующий день. Акклиматизационный выход на Чегет был вялым и неспортивным... 


Aklim.jpg


На следующее утро приехал наш главный альпинист Сергей Баранов, и самодеятельность закончилась. Мы довольно бодро шагали к Обсерватории (высота около 3000 м), в темпе "чтобы не вспотеть". У водопада «Девичьи косы» один из туристов, с километровой селфи-палкой, долго нас разглядывал и мялся, а потом решился: « -«Элинар»… Это которые «Первая Свежесть» что ли?» Мы радостно закивали: «-Ага, это мы! Только сейчас мы «Свежесть Эльбруса»!» Он обрадовался так, как будто старых знакомых встретил!
Поскольку точного плана у нас не было, то каждый новый день строился с учетом текущих условий. Акклиматизация шла у всех по-разному, у меня и Инны хорошо, а остальные были в диапазоне от легкой головной боли до полного упадка сил. Но это нормально, говорят... 

Aklima.jpg


День за днем поднимаясь выше, мы оценивали предстоящий путь и понимали, что по сравнению с 2014 годом снега на Эльбрусе гораздо больше. Там, где мы спокойно ехали два года назад, в этом году явно придется рубиться и совершенно по-взрослому! 
Поднявшись на 4800м и оценив снег, мы поняли, что того количества «каркалыг», которое я сделал в гараже, нам точно не хватит. Их надо будет объединять в станции, да и разрушиться они могут в любой момент. Вдобавок выяснилось, что при сборах в гараже забыли погрузить одну из колёсных катушек. Разумеется, мы тут же назначили виноватого и сбросили в пропасть, но драгоценный инвентарь-то в магазине не купишь…

Было решено поехать в Нальчик и на знакомом нам предприятии заняться металлотворчеством. Не имея чертежей, я на пальцах пытался объяснить людям, что именно мне надо и этим полностью парализовал работу ремонтно-механического цеха. Сначала все отмахивались и крутили пальцем у виска, но тут меня осенило! Я принес наклейку нашей экспедиции и на ней, как на схеме, начал показывать, что к чему. 

Nakle.jpg

 В итоге поняв, что я практически в полушаге от рекорда мастер цеха Денис и сварщик Олег бросили все свои дела и помогали мне от всей души, причем совершенно бесплатно. «Каркалыги» и катушка кстати, получились даже лучше моих, гаражных... 
И вот настал тот долгожданный день, когда Сергей наконец сообщил, что мы имеем достаточную акклиматизацию для дальнейшего проживания на приюте Бочки (3800м). А может ему просто надоело водить наше стадо по горам, и он решил посмотреть, что с нами будет. Он вообще очень часто и с удовольствием издевался над нами... Мы даже думали, что его в детстве забыли на горе и с тех пор у него вечная акклиматизация и иммунитет к "горняшке".
В тот день все запчасти, оборудование, «каркалыги» с кольями, веревки и прочее было упаковано для конспирации в коробки, а потом на канатке поднято на Бочки и размещено в вагончике. 

Dom.jpg


Мой подъем на квадроцикле был назначен на ближайшую ночь и потому мы ждали мороза, чтобы пройти нижний раскисший снег «по твердому».

Первый день подъема проходил в обстановке совершенной секретности. Выехал я в полной темноте, на Зубастике, не было никаких рекламных наклеек, а сам я был одет в куртку МЧС! Привычным с 2014 года маршрутом от поляны Азау я преодолел все каменистые осыпи и, добравшись до замерзшего снега, за полчаса поднялся на 3800м! В тот день выше было решено не подниматься, и квадрик сразу же спрятали за вагончики и накрыли чехлом, напевая: «Вихри враждебные веют над нами...». 

Chehol.jpg

На следующий день на штурм пошли часов в пять утра, пока снег держит. Я ехал первым, сохраняя конспирацию – без наклеек и в куртке МЧС, а квадровосходители со всем оборудованием – за мной на ратраке поодаль. 

Mchs.jpg

Пару раз квадр зарывался, и пришлось откатываться вниз и выбирать другие траектории или просто набирать разгон. Таким образом, мы довольно резво доехали до верха скал Пастухова (4750м) и встряли. 


Buks.jpg

Дальше начинался свежевыпавший и никак не поддающийся проезду снег. Квадр закапывался и не топтал... Мы копали, тропили, и лебедились часов шесть. Нечеловеческими усилиями подняли квадроцикл на 5050 м (начало косого траверса или «Косой Полки»), и там обнаружили первую потерю: разбортировалось заднее колесо. 

Raz.jpg

Собирать колесо с таирлоком на морозе и ветре было выше моих сил и потому мы сняли его с квадра, скатили вниз и на ратраке отвезли в наш приют. Полвечера танцев с бубнами и покрышка, радостно хлопнув бортом, встала на место. 

Kole.jpg

На третий день Эльбрус показал нам свой характер. С утра была беготня, психи и крики. Собирались, заливали бензин и упаковывали рюкзаки почти час. За это время вершина закрылась тучами, и начал лететь снежок. «Распогодится» - подумали мы, но сильно ошиблись... 

Utro.jpg

Поняв, что на этой высоте, да еще в такую погоду, мы уже никого не интересуем, было решено снять режим секретности. Напевая под нос «Нам не страшен серый волк...» и «Нас не догонят...», мы налепили наклейки на квадр и начали движение. 


Dvige.jpg

Вообще-то движением это назвать сложно. Упорно метр за метром мы продвигались вперед и вверх по косой полке. Здесь сложность подъема усиливалась боковым наклоном и квадроцикл постоянно сносило в сторону ледника с трещинами, называемого в народе «трупосборник». Пару раз задние колеса слетали с тропы и лишь благодаря страховке содержимое трупосборника не пополнилось. 

Kosa.jpg

Pada.jpg

Pad.jpg

Как известно: минус на минус дает плюс, а значит для движения по косой полке нужен косой квадрик. «Включив» активную подвеску, я, по выражению Инны, "унизил" квадрик на правую сторону и дело пошло веселее...
Кое-где квадроцикл шел сам, имея лишь страховку от бокового сноса, кое-где пользовались лебедкой или катушками. Происходило это так: выше по склону в снегу копали продольную яму, в нее укладывали «каркалыгу», за которую чалились, а через неё вбивали алюминиевый кол, чтобы она держалась за снег. Иногда несколько «каркалыг» соединяли в «станцию». 

Koli.jpg

 В какой-то момент мы отвлеклись, перепутали порядок натяжения страховок и «клюв» согнуло. Недолго думая, мы привязали к нему оттяжку из говна и ваты из веревок и скотча и продолжили движение. 

Kluv.jpg

Тем временем легкая непогода сменилась непроглядной мглой и снежной крупой, сдирающей кожу с лица. Порой казалось, что кто-то зачерпывает снег лопатой и кидает в маску! Вот тут я и понял, для чего экспедиционеры делают на одежду нашивки с фамилиями! Когда лица закрыты повязками и очками, то не разберешь, кто перед тобой стоит, а прочитал – сразу понятно! 

Metel.jpg

Serg.jpg

Как предводитель банды я не мог показать слабину и потому терпеливо ждал, когда кто-то из отважных экстремалов начнет ныть и проситься вниз. Никто так и не заныл, но зато сопровождающие нас ребята из МЧС сказали, что сейчас начнется гроза и надо срочно спускаться вниз. Мы так и сделали, предварительно закопав «Зубастика» в снег и накрыв чехлом. В этот день мы дошли до 5200 метров. Прошли всего сто пятьдесят метров скажете вы? Нет, не всего, а целых сто пятьдесят метров! Сто пятьдесят метров вверх! К вершине! В вертикальном мире свои меры ценностей и расстояний! 

Verti.jpg

Vert.jpg

Четвертый день восхождения. В этот день мы понимали, что поднялись выше чем в 2014 году, а значит, каждый метр движения вверх уже является рекордом. Но мы шли не для того, чтобы побить свой собственный рекорд! Мы шли на вершину, на 5642 метра...
Альпинистские кошки постоянно застревали в подножках квадроцикла и сильно мне мешали. Сергей советовал мне снять их, но я боялся - вдруг поскользнувшись, я улечу в «трупосборник». Тогда он успокоил: всё равно любая попытка затормозить ногами в «кошках» приведет к тому, что меня перебросит вперед и так хрястнет головой об лед, что в трупосборник я буду падать уже без сознания, и потому будет не больно и не страшно...
В конце косой полки путь нам преградила скала. Пешеходам хватает узенькой тропинки, но нам-то нужно две колеи! Было решено обходить скалу через верх. Это было действительно страшно! 

Vverh.jpg

Мало того, что под нами был зловещий трупосборник, так оказывается подрезая склон своими ямами для кольев, мы рисковали спустить на себя лавину. Сергей наглядно показал слоистость снега, вырыв небольшой шурф. Склон стал значительно круче, и без кошек я то дело скользил по льду или что там было под слоем снега. Трос лебедки от натяжения звенел как струна, а колья каждую минуту могли вылететь из непрочного перемороженного снега... Так медленно я еще никогда не ходил и не ездил! Молились все, даже квадрик! 

vver.jpg

Ver.jpg

Хорошая слышимость молитв на этой высоте в совокупности с профессионализмом гидов компании «Mountain Guide» помогли нам пройти скалу без жертв и разрушений. Траверс закончился, мы вышли на седловину – 5350 метров. Привычно накрыв квадроцикл чехлом и закопав его в снег, мы спустились в приют. 

Sedlo (1).jpg

Кстати, в тот день спасатели при нас снимали с седловины какого-то горе-альпиниста, явно переоценившего свои силы. Если вы думаете, что человек с отеком мозга не должен подавать признаки жизни, то вы ошибаетесь! Когда его тащили мимо нас, он был безумно весел, отчаянно жестикулировал и даже издавал нечленораздельные, но очень громкие звуки. Вот только слов было не разобрать. Наверное потому, что говорил на корейском... 

Kucha.jpg

Пятый день восхождения был поистине героическим. Подъем в три часа. Выход в четыре, без рассусоливаний. Бодро, вызывая зависть и ненависть еле шагающих туристов, поднялись по косой полке и начали раскапывать квадроцикл. 

Shagi.jpg

 В тот день мы использовали весь свой опыт борьбы со снегом, склоном и подъемом. Все работали настолько слаженно, что фотографы еле успевали перемещаться за квадроциклом, хотя тот постоянно был пристрахован и редко ехал просто так. Вбили «станцию», натянули трос, проехали, перецепили трос к следующей, выдернули использованную «станцию», проехали и так далее... 

Okop.jpg

Bar.jpg

Мы носились по склону как олени, и, видимо, по причине повышенного оленизма нас не пугал постоянный смертельный риск провалиться в трещину, которые под снегом совершенно незаметны. Тем более что, как и положено нормальным героям, шли мы не по классическому пути. Звание «заслуженного оленя» получил вездесущий фотограф Андрей Чумаков. Он то наматывал круги вокруг квадра, то залезал в самые опасные места в поисках удачного ракурса. Кадры, как вы видите и правда получились великолепные, но порой гиды хотели сломать ему обе ноги.
Выйдя на седловину, я даже в какой-то момент катился на повышенной, пока не уперся в почти вертикальный взлет перед вершиной, отливающий голубым льдом. 

Edu.jpg

Sled.jpg

Povor.jpg

Глядя на ледяную стену, слегка прикрытую тонкими перемётами снега, скрывающими глубокие трещины, мы почувствовали близость вершины. Как огромный паук с квадроциклом в центре и лапами из кольев, тросов, ледорубов и кошек, вгрызаясь в мерзлоту склона, мы начали затяжной подъём. 

Kopa.jpg

Ugol.jpg

 В какой-то момент что-то пошло не так и один из кольев вылетев, попытался постучаться мне в голову. Не долетел, но квадрик стремительно покатился вниз. Спасла страховка! Но не та, которая КАСКО, а та, которая тросом к бамперу ... Еще пара веревок и мы вышли на ровное плато перед вершиной. 


Upa.jpg

Plato.jpg

Финишная прямая к вершине была устлана лепестками роз! По обе стороны от тропы стояли зрители, а поклонницы забрасывали меня букетами с любовными записками... Горняшка говорите? Может быть. Не помню... 

Ezda.jpg

Подъехав к финальному подъему на вершину, я понял, что придется провести некоторое усовершенствование поверхности склона. В течение последующих тридцати минут мы с помощью ледорубов, «кошек» и рук выболбили траншею метров двадцать длиной, ровно на ширину колеса. 

Kolea.jpg

Туристы-восходители, которые задыхаясь ползли к вершине на четвереньках, смотрели на нас, как на киборгов. Один, еле ворочая языком, спросил: «Вы что приняли, что так носитесь?» Ответ его погрузил в немое недоумение: «Да не... мы тут кино снимаем! Торопимся пока солнце тучами не закрыло...» И это была правда. Ведь каждый хотел сделать селфи на вершине!

После этого зацепили страховку и ... Оркестр, музыку! Вершина!!! 

Finish.jpg

«Восхождение празднуется в базовом лагере, а не на вершине!» Именно по этой причине мы не поздравляли друг друга и не произносили пафосных речей. Все понимали, что спуск может преподнести массу сюрпризов и катастроф. 

Vniz.jpg

Vni.jpg

Спуск начали в тот же день и дошли прямо до той страшной и опасной скалы на косой полке. Стемнело, и обходить скалу в темноте было бы настоящим безумием. К тому же семнадцать часов работы на ветре и морозе вытащили из нас все силы, и мы едва держались на ногах. Прикопали квадр снегом, и побрели на ночевку... 

Nakr.jpg

Шестой день был днем Великой Халявы! Мы проснулись часов в семь утра (В семь! Утра! Аааа!), неспешно позавтракали и за три-четыре часа спустили квадроцикл на приют Бочки. В принципе я мог бы сразу спускаться дальше до Азау, но что-то меня сдержало. Видимо желание отпраздновать... 


Bochki.jpg

Седьмой день был днем сборов и спуска с горы всего того, что подняли, но так и не пригодилось. Я, пользуясь положением, уехал налегке, увозя одну лопату, а вот остальные квадровосходители, стойко перенося тяготы экспедиционной жизни, тащили на канатку коробки и мешки. 

Pogruz.jpg

А поскольку экспедиция называлась «Свежесть Эльбруса» и даже была нацелена на привлечение внимания к проблемам загрязнения Приэльбрусья, то мы собрали и сняли с горы четыре мешка мусора, не считая собственных! 


Razgru.jpg

Razgruz.jpg

Mesh.jpg


При этом, когда мы спустились вниз, на Азау нас встречали ликованием, так как всё Приэльбрусье уже было уверено, что кинокомпания «Элинар» снимает фильм про то, как МЧСники квадроциклистов спасали!  

Квадровосходители благодарят:  
   
- ХК «Элинар» за то, что восхождение состоялось;
- «Mountain Guide» за то, что количество восходителей осталось неизменным;
- «Сивера» за то, что не дали замерзнуть в летний мороз;
- «Коломенский канат» за ту путеводную нить, что привела на вершину;
- «PROLIGHT» за то, что помогли найти путь во тьме кромешной;
- «WARN» за замечательные лебедки. Одна-единственная выдержала весь подъем;
- «Худсовет» за то, что нам было чем размахивать на вершине. За флаги.
- «Автоцепь» за то, что не дали соскользнуть с праведного пути;
- «Фрешкофе» за выдачу универсальной валюты. Ни один человек не смог отказаться от упаковки кофе;
- "Категория А" за квадрозапчасти, которые нам, к счастью, не пригодились;
- Анну Шмакову за дизайн "Зубастика". Благодаря улыбке он стал Личностью;



23 Января 2017

Возврат к списку

Смотреть со звуком, детям закрыть уши, после просмотра купить приводы здесь
16.03.2015
Пошаговая инструкция установки или замены привода Interparts, с комментариями. Рекомендуется к просмотру при самостоятельной...
26.02.2015
Канадский производитель представил новый полностью-закрытый мотовездеход.
07.08.2017
BRP представила пакет обновления для своего спортивного мотовездехода!
03.08.2017
Давайте найдем 10 отличий от 2017 года.
02.08.2017
В 2018 году компания представила обновленные модели мотовездеходов, улучшивших качество внедорожной езды.
31.07.2017
Polaris RZR XP Turbo, 168 л.с. и подвеска DYNAMIX™ Active Suspension - как это работает ?
29.07.2017
Мир квадроциклов удивителен и разнообразен, мечтали о дизеле ? Пожалуйста.
27.07.2017
Рынок SSV плотно оккупирован продукцией BRP, Polaris, Yamaha. А Вы знаете, что существуют сайды с автоматической коробко...
23.07.2017
Приобретайте экипировку FINNTRAIL только у официальных дилеров!
12.07.2017